Ускользающая красота

Ускользающая красота
Программы по продвижению отечественной парфюмерно-косметической продукции отсутствуют

"Российская Бизнес-газета" №733 (49) от 22 декабря 2009 г.
Правительство РФ планирует избавить производителей многих товаров парфюмерно-косметической отрасли от необходимости сертифицировать свою продукцию. Как это повлияет на бизнес парфюмеров, мы спросили председателя правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяну Пучкову.

– Какая именно продукция может изменить свой статус?– В настоящий момент вся парфюмерно-косметическая продукция перед выводом на рынок проходит процедуру подтверждения соответствию всем нормативным документам, регламентирующим показатели безопасности продукции на территории РФ. Это делается путем получения сертификата и получения деклараций. Косметическая продукция, за исключением мыла туалетного, сертифицируется. А парфюмерия подлежит декларации. Для расширения списка продуктов, подлежащих декларированию, в рамках Ростехрегулирования была создана специальная рабочая группа по номенклатуре косметической продукции. В результате этой деятельности парфюмерия и туалетное мыло уже три года как выведены из-под сертификации. Декларация и сертификат о соответствии – равноценные документы, разрешающие доступ и обращение продукции на рынке, а также экспорт продукции за границу. В любом случае в качестве первого этапа компания должна получить санитарно-гигиеническое заключение или регистрационное удостоверение в системе Минздравсоцразвития России, а только потом подтверждение соответствия в форме сертификации или декларирования, что определяется постановлениями правительства для каждого вида продукции. Регистрационное удостоверение выдается Роспотребнадзором на определенные категории продукции, например, профессиональную косметику, косметику для детей возрастом до 3 лет, краски для волос.

Переход еще каких-либо видов продукции из категории сертифицируемых в категорию декларируемых на данный момент в отрасли не обсуждается, но этот вопрос регулируется правительством.

– Этот год для всех отраслей был очень тяжелым. Как обстоят дела с производством и реализацией парфюмерно-косметической продукции?

– Да, год действительно был очень тяжелым. Напомню, что косметическая отрасль – это на 90% малый и средний бизнес. Кризис коснулся всех предприятий отрасли и по-разному отразился на спросе на разные категории продукции. Спрос на самые дорогие категории косметики несколько сократился, эти потребители косметики стали покупать что-то более дешевое, из верхнего сегмента масс-маркета. Сейчас чуть меньше спрос на эффектные новинки, а больше спрос на более рациональные и необходимые продукты.

Что касается спроса в сегменте масс-маркет, то он тоже частично сократился, часть потребителей этой категории либо отказывается от покупок, либо покупает совсем дешевые продукты. А вот в нижнем ценовом сегменте ситуация достаточно неплохая. Многие российские предприятия, работающие в этой нише, чувствуют себя совсем неплохо. Также неплохо обстоят дела у компаний, работающих в сфере сетевого маркетинга. Общий объем рынка парфюмерно-косметической продукции в 2008 году составил порядка 7,5 млрд долларов. Что касается 2009 года, то цифр пока нет, только осторожные мнения, что рынок будет таким же.

– Как обстоят дела с конкуренцией с импортными товарами? Какие отечественные товары конкурентоспособны?

– Ощутимая конкуренция с импортными товарами у российских компаний есть только в низкоценовой категории. Это турецкие и китайские товары. У наших компаний здесь неплохие, довольно устойчивые позиции.

В среднем же ценовом сегменте конкуренция выросла. Здесь российским производителям крайне сложно работать. В результате часть компаний, особенно это касается малого бизнеса, закрылась в этом году или продана.

Что касается конкурентоспособных товаров, то это товары первой необходимости – зубная паста, мыло. У нас масса хороших продуктов в этом сегменте. Если же говорить о косметике по уходу за кожей и волосами, то есть компании в Москве и в регионах, которые производят очень достойную продукцию. К тому же появляется и интересная декоративная косметика.

Из числа компаний членов нашей ассоциации новые продукты запустили в этом году "Концерн Калина", самарская компания "Весна", "Арнест" из Невинномысска. Очень интересные продукты по уходу за кожей выпустили небольшие фирмы – краснодарский "Шарм-клео" и московская "Лаборатория Эманси", отличающиеся очень высоким качеством. Но вопрос: видели ли вы в розничных сетях продукцию, к примеру, двух последних компаний? Думаю, практически нет. Очень большие проблемы с продвижением и выводом на рынок.

– Парфюмерия или косметика отечественного производства экспортируется?

– Да, косметика экспортируется. Крупные компании, такие, например, как "Концерн Калина", "Новая Заря", "Фаберлик", "Невская косметика", работают на европейские регионы и многие страны СНГ. Кроме этого, российской косметикой очень интересуются в регионе Ближнего Востока. Для этих стран российская косметика достаточно дешевая и очень добротная по своим качествам.

– Какие системные проблемы отрасли существуют на данный момент?

– Во-первых, отсутствие поддержки правительства. Недавно мы были с рабочей поездкой в Турции и по-хорошему позавидовали их косметической отрасли, которая имеет льготы от правительства, поддерживает все экспортные программы своих производителей за рубежом и все выставочные программы. То же самое происходит в Бразилии и Болгарии. У нас же отрасль не видит никакой помощи. К примеру, поддержка выставочной активности российских компаний за рубежом существенно стимулировала бы экспорт продукции.

Нет и специальных программ по продвижению отечественной продукции на рынок. Российские предприятия не могут тратить сумасшедшие рекламные бюджеты на эти цели, как мультинациональные корпорации. Вот еще проблема – дефицит производственных кадров.

– С чего государству необходимо начать поддержку отрасли?

– Поддержка производства и организация каких-то отдельных программ по продвижению российских товаров.

– Нормативно-правовая база будет как-то меняться?

– На протяжении всего переходного периода занимаемся Федеральным законом "О техническом регулировании", то есть с 2003 года. Российская парфюмерно-косметическая ассоциация совместно с Ассоциацией производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии самостоятельно, без всякого бюджетного финансирования, занимаются техническим регламентом на парфюмерно-косметическую продукцию. Текст документа подготовлен, прошел не один круг обсуждений, находится на рассмотрении в Государственной Думе и согласно процедуре ожидает отзыва правительства. Но существующее положение дел с техническими регламентами настораживает. Неоднозначный опыт, например, близкой к нам молочной промышленности, получившей массу проблем после введения своего регламента, заставляет еще раз продумывать все возможные последствия введения регламента для отрасли. Мы стремимся устранить всевозможные барьеры в отрасли, но не хотим создавать новые проблемы нашим предприятиям и еще раз взвешиваем все плюсы и минусы каждого положения регламента.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Наиболее популярные материалы
Магазин Pinkmarket
© 2017 Обучение татуажу  Войти